Фотография давно перестала быть лишь массовым инструментом фиксации, зацикленном на доступности и повсеместности. Способность фотографии устремлять к глубокому наблюдению и переживанию — не в фокусе внимания многих, кто ее создает и видит. В условиях изобилия изображений и их повседневного потребления фотография все чаще воспринимается как нечто поверхностное и ориентированное на мгновенное наслаждение визуальной формой, и ее пределы сводятся к созданию «картинок», лишённых критической силы и осмысленности, но наполненной «красотой» и «атмосферой». Фотография среди масс — не связующая нитью с реальностью, а ее имитация, фасад или простое эстетическое удовольствие. Сам акт создания фотографии становится всё более оторванным от реального взаимодействия с миром, сводясь к самодостаточной форме ради самой формы.
Эта ситуация усугубляется тем, что в современных практиках фотография всё чаще ограничивается частными нарративами, уходя в индивидуальные переживания и эстетические поиски, не зная, что частный опыт формирует общий. Современные авторы зачастую не осознают, с какой целью они создают свои проекты, и зрители не понимают, зачем их смотреть. Погоня за легкой и удобной «простотой» лишь продолжает замыкать фотографию в пустую рефлексию, без возможности проникновения в глубину мира.
На этом курсе мы совместно будет проникать в недры этой сложной формы и расшатывать ее поверхность. Практические задания на неделю будут подспорьем, чтобы попробовать более вдумчивый подход к созданию фотографий. Я буду ждать вас как слушателей, готовых к совместному диалогу, так и тех, кто будет смотреть в записи.
Как результат, фотография остаётся изолированной от культурных и социальных контекстов, далеким от преобразования нового восприятия реальности и отношения к ней.
Модель "Потребление формы — производство формы", оставляет между ними пропасть, в которой теряется критический потенциал, сводящий результаты к пустому отражению самого себя. Это бесконечный процесс самоповторения, где нет реального взаимодействия с внешним миром. Фотография становится фетишем, а её смысловое значение растворяется в формальном подходе, не дающем возможности для глубокого исследования.
Для меня, как для фотографа, этот процесс саморефлексии является непрерывным. Каждый день я задаю себе вопрос, зачем я создаю фотографию и что она может сказать через меня этому миру. Это сложная, и не всегда очевидная задача, но постоянное углубление в этот медиум, способность к самокритике и критике, исследования теорий и создание собственных идей позволяют мне открывать фотографию с самых неожиданных сторон. Каждый раз это переоткрывает границы понимания фотографии как возможности осмысления себя и того, что конструирует реальность вокруг.